Главная Праздник Преполовения Пятидесятницы

Праздник Преполовения Пятидесятницы

13 Май

Праздник Преполовения Пятидесятницы

“Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.
И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?
Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о этом учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.
Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.
Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?
Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?
Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.
Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека.
Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?
Не суди́те по наружности, но суди́те судом праведным.
Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?
Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?
Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.
Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.
Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.
И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки́, потому что еще не пришел час Его” (Ин. 7, 14-30).

В среду 4-й седмицы по Пасхе Церковь празднует праздник Преполовения Пятидесятницы. Праздник стоит ровно посередине между Пасхой и Троицей.

Сегодняшнее евангельское чтение тесно связано с событием исцеления расслабленного. После того как Христос исцелил расслабленного, иудеи соблазнились об этом, так как была суббота, в которую Христос исцеляет, и ищут убить Христа. Господь же уходит в Галилею, где совершает чудо насыщения пятью тысяч человек, не считая жен и детей, пятью хлебами. Потом наступает праздник Кущей.

Праздник Кущей один из великих иудейских праздников, в котором воспоминалось 40-летнее странствование иудеев по пустыни и устроение скинии Завета по образу кущи.

Во время этого праздника все выходили из своих домов и несколько дней жили в кущах или шалашах, радуясь Господу. В огромных количествах приносились жертвы.

Священники набирали в золотые сосуды воду из Силоамского источника. В храм возвращались под звуки труб и всеобщих радостных восклицаний. Вода смешивалась с вином и возливалась на жертвенник. При этом пелись слова пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3). Этот ритуал имел большое значение. Данное возлияние символизировало струю воды в пустыне, когда Моисей жезлом ударил по скале, тем самым открыв источник.

В середине этого праздника Христос входит в храм и учит. И все Его учению удивляются и завидуют, говоря, как он может учить не учившись? По законам того времени проповедовать в храме мог человек получивший специальное духовное образование в одной из известных школ. Христос же, в глазах людей, нигде не учился.

Господь говорит: “Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня;
кто хочет творить волю Его, тот узнает о этом учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю”

Критерий истинности и праведности есть не внешнее образование, которое человек получает в духовных школах, а жизнь в праведности и в Духе, которые и способствуют узнаванию Христа Богом.

Иудеи ропщут и замышляют расправу над Христом.

Господь им говорит о субботе, что она есть установление человеческое. И Моисей разрушал субботу ради обрезания.

В этой споре с иудеями Христос являет им Свое равенство Богу.

В последний день праздника, а совершалось все празднование семь дней, во Христа иудеи бросили камень, но тот Его не достал. И уходя от них, Господь увидит человека слепорожденного и исцелит его.

Когда же праздник завершался Господь скажет во всеуслышание: “кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой”. (Ин. 7, 37,38).

По словам святых в этом учении Господь показал Себя Мессией, Ходатаем и Примирителем с Отцом Своим.

В богослужебных текстах праздника постоянно говориться о воде живой. Она есть образ Духа Святого, Которого ученики еще не приняли, потому что Христос еще не был прославлен. (Ин.7, 39)

Праздник Преполовения прославляя Христа, обетованного и пришедшего ради нашего спасения Мессию, Сына Божиего, особо акцентирует наше внимание на наше личное участие в деле спасения, на нашу жажду о Господе.

“Чашу имеяй неистощимых Даров, даджь ми почерпсти воду во оставление грехов, яко одержим есмь жаждею, Благоутробне Едине Щедре” (Эксапостиларий Преполовения).

Возжаждем о Господе и будем шествовать вместе с Ним, эти святые дни, как воспевает Церковь:

“Просветившеся, братие, Воскресением Спаса Христа, и достигше Преполовения праздника Владычня, приискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие получити Святого Духа” (Стихира на Слава, и ныне на Хвалитех) !